Хотя бы один взрослый, которого можно называть на «ты», должен быть в жизни каждого пацана… Актеры экстракласса — Валерий Приемыхов и тринадцатилетний Андрей Зыков — и ведущая тема фильмов Динары Асановой: непонимание, бесправие и одиночество подростка, против которого — весь мир взрослых.
Сценарий : Юрий Клепиков
Режиссер : Динара Асанова
В ролях : Ольга Машная, Андрей Зыков, Валерий Приемыхов, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт, Марина Левтова, Сергей Наумов, Евгений Никитин, Александр Харашкевич, Алексей Полуян
1.Этот фильм нельзя отнести к категории эстетического кино, но именно в этом его сила. Здесь нет приукрашенных историй, нет попытки сгладить острые углы.Жизнь, показанная в этом фильме на первый взгляд упрощена до невозможности: выживает сильнейший. И на самом деле эти ребята в начале ничем не отличаются от волчат… у них один принцип — ЧЕЧЕВО (человек- человеку волк) и лучший волк тот, у кого больше зубы.Но есть Паша, не Павел и не Павел Васильевич… просто Паша. Именно он показывает этим молодым волкам, что сила-это не челюсти и не когти, это что-то, что кроется в самом человеке причем порой начтолько глубоко, что с первого раза ее не увидеть. Сила читается во взгляде и пацаны не столько умом, сколько инстинктом чувствуют эту силу, они подчиняются Паше и никому другому. А, подчиняясь они принимают его правила игры и теперь у них есть ориентир… «Кем ты хочешь стать?»… «Как Паша…»Не все пойдут по дороге, которую Антонов им указал, но те, которые пойдут станут настоящими людьми.Таких пацанов много, и дай им Бог хотя бы раз встретить Пашу…
2.Начальник летнего спортивно-трудового лагеря, собрал «трудных» подростков, многие из которых состояли на учете в милиции.Фильм рассказывает о том, как сумел Антонов стать для них другом и наставником. По этому поводу герой Валерия Приёмыхова, Антонов, говорит своему коллеге по работе Олегу Павловичу: «У каждого пацана, должен быть мужик, которому он смог бы сказать «ты»… хорошо, если это отец… а если его нет».Имена персонажей, на мой взгляд, даны в фильме неслучайно:Павел добр и отзывчив. Его способность к сопереживанию привлекает к нему многих людей, и они охотно доверяют ему свои тайны. Спокойный, добрый, умеющий чувствовать, он нередко и профессию выбирает под стать характеру. Склонен к философствованию.Определенное упрямство Олега делает его трудным в общении, к тому же ему не всегда удается подавить в себе чувство некоторого превосходства над людьми.Как сказал в фильме Павел Васильевич (Приёмыхов), ошибка Олега Павловича лишь в том, что он всё время учит детей, а их надо любить.Валерий Приёмыхов, хорошо известный по фильмам «Холодное лето пятьдесят третьего», и «Кто, если не мы», настолько хорошо вошёл в роль своего героя в картине «Пацаны», что и в жизни, кажется, его тоже зовут Павлом. Его игра завораживала, потому как вовсе не казалась игрой.Весьма впечатлило и то, что такое множество молодых актёров смогли выделиться, играли один лучше другого. А всё-таки, мне кажется, что большинство из них играли в картине самих себя — они ведь и в реальной жизни наверняка были бесшабашными подростками.В начале фильма зрителю были представлены небольшие характеристики ребят. Мы знакомимся с пацанами через ответы на вопросы, которые им задают, например, был хороший вопрос: «Что такое добрый человек?». Все они, поразмыслив, не могут найти слов, сказав только, что это ведь так сложно быть добрыми! Конечно, сейчас можно на него ответить так: «Добрый человек — это тот, который не злой?». Но данный ответ хитер, не так ли? Исходя из сказанного, мы узнаем, что парни не знают ласки и нежности, они не знают добра, они не знают прекрасного, своровать для них было частью обыденной жизни.Но в сердце каждого из них, как показал фильм, царит тепло, огонёк надежды, который ещё не успела потушить окружающая равнодушная действительность, и который пробуждает в подростках Павел Антонов. Это раскрывается зрителю, стоит только Павлу Васильевичу заговорить с ними, как с людьми, по-человечески.Недостатки и погрешности картины остаются незамеченными, так как атмосфера и сюжет фильма доминируют над чисто технической работой в кино. К тому же, для 1983 года работа монтажёра и оператора выполнена довольно-таки качественно.Да, атмосфера картины поглотила меня как зрителя. Это результат и душевного, жизненного сценария, написанного Юрием Клепиковым, и режиссёра (Динары Асановой) с оператором (Юрием Векслером), которые уделили большое внимание лицам и эмоциям героев.«Пацаны» сняты в 1983 году. Поэтому, я считаю, фильм несёт в себе, ярко выраженную, истинно русскую черту.Просмотрев данную картину, душа наполняется чувством сострадания, хочется делать больше добра, и фильм, так или иначе, заставляет задуматься над тем, что полезного совершено тобой за прошедший день.Приятного просмотра!
3.Гениальный, на мой взгляд, фильм, который лично меня при сегодняшнем просмотре дважды заставил пустить слезу.Великолепная игра всех актеров, отменная передача духа времени, полное раскрытие проблемы отбросов общества, а также высокая идея о том, что даже в самом заблудшем сердце все-таки можно найти лучик надежды на спасение, делают эту ленту шедевром.В моем восприятии подобные картины всегда будут на шаг впереди даже самых кассовых да сверхбюджетных, но абсолютно бессмысленных блокбастеров, подражать которым, к сожалению, теперь так стремятся режиссеры постсоветского пространства-великой в прошлом державы с лучшим в мире кинематографом!