Драма бывшей дворянки, ставшей в 30-е годы женой сотрудника НКВД, и почти анекдотическая история о том, как для парада маршалу Буденному готовили ретивого жеребца и, в конце концов, «подсунули» проверенную кобылу. Показаны реалии жизни верхушки Госбезопасности, их обычная и «сладкая» жизнь со своими радостями, интригами, изменами и трагедиями: Россия, что прорва, которая засасывает и уничтожает.
Может быть, лучший и наиболее совершенный фильм так рано ушедшего от нас талантливейшего Ивана Дыховичного.
1.Про сталинскую эпоху сняты сотни фильмов, но «Прорва» — один из самых оригинальных на эту сложнейшую тему. Потому он и не был по достоинству оценен, как зарубежными, так и российскими критиками. И тем и другим не понравилась художественная форма картины, ее стиль. Они ожидали мрачного, депрессивного кино, развенчивающего в самых черных красках советский быдло-народ (что сделал, к примеру, Кончаловский в «Ближнем круге»), а вместо этого увидели остроумную, ироничную, хотя и трагическую по сути, мелодраму, легкую и изысканно красивую.Дыховичный откровенно любуется «сталинским ампиром» — этой позолотой метро, этими парадами с колоннами стройных спортсменок, этими огромными квартирами для элиты режима, в среде которой и разыгрывается почти фарсовая история о чекистах и военных, не сумевших вовремя подготовить к праздничной показухе идеального жеребца для командующего парадом. И жестоко поплатившихся за это.Выдающийся сценарий Надежды Кожушаной, гениальная камера Вадима Юсова виртуозно и непринужденно издеваются над сильными мира сего, погрязшими в подлости, лжи, лицемерии и разврате. «Гибель богов», только советский вариантОдна из сильнейших сцен — публичная «порка» молодого талантливого писателя коллегами по цеху, неожиданно закончившаяся совсем не так, как они предполагали, и надо видеть, как бледнеют, каменеют от страха мерзкие рожи, только что предлагавшие пустить бедного парня чуть ли не в расход.Великолепен, без единой фальшивой ноты актерский ансамбль: от немецкой певицы и актрисы Уте Лемпер, задыхающейся от недостатка свободного воздуха в этой затхлой атмосфере до брутально-сексуального молодого Евгения Сидихина. Свои небольшие партии с блеском и иронией отыграли Александр Балуев, Алексей Кортнев, Сергей Маковецкий.