На Землю обрушились чудовищные катаклизмы, цивилизация уничтожена, как и практически вся жизнь на планете. Оставшееся человечество разделилось на каннибалов и их добычу. По дороге, покрытой пеплом, идут отец с сыном. Они хотят добраться до теплых мест, чтобы выжить…
Режиссер : Джон Хиллкоут / John Hillcoat
В ролях : Вигго Мортенсен, Коди Смит-МакФи, Роберт Дювалл, Гай Пирс, Молли Паркер, Майкл К. Уильямс, Гаррет Диллахант, Шарлиз Терон, Боб Дженнингс
1.Бывает, фильм нравится намного больше, чем большинству (например, средний балл ~7, а ты ставишь 9), а причины тому найти не получается, и тогда полезно почитать неодобрительные отзывы других людей.В случае «Дороги» мне стало интересно, как может столь глубокий фильм о людях иметь столь низкие оценки. Ох, товарищи, вам, наверное, только зрелищ подавай. Я, например, уже привык откапывать из 60-х, 70-х, 80-х годов серьезные, часто недооцененные или забытые картины о природе людей и их взаимоотношений, поэтому был приятно удивлен «Дорогой».Я верю возмущенным поклонникам творчества автора книги (к сожалению, не знаком), которые утверждают, что многие события упущены, а наличествующие перемешаны, но я всегда стараюсь оценивать фильм как отдельный объект, а не как раба книги, по мотивам которой он был снят, если такая есть. Экранизация таких серьезных трудов — очень сложная вещь, и задача автора сценария и режиссера — воплотить главные идеи книги с учетом особенностей современного кино, отсюда и название «адаптация». Идеи, атмосфера и качество «Дороги» меня более чем удовлетворили, поэтому, думаю, автор книги не в обиде (вспомните, сколько было важных событий выпилено из того же Властелина Колец, а фильмы получились замечательные).Что касается исполнения, то больше всего понравилась атмосфера, в создании которой режиссеру оказали неоценимую помощь мастерская операторская работа и бесподобная музыка. Среди актеров, конечно, хотелось бы выделить Мортенсена. На мой взгляд один из лучших голливудских актеров на сегодняшний день. И еще очень важный момент: в фильме нет фальши. Ни в чем.Единственный минус, который я заметил — Смит-МакФи. Недостаточно харизматичен для такой глубокой роли. Он — один из двух главных героев, и он не тащит, скажем прямо. Особенно не понравился его периодический плач. Не вписывался в общую картину. Хотя, может, его образ был сделан четко по книге — тут уж не мне судить.В целом — фильм не для всех, это действительно так. Не потому, что кто-то «не разобрался» или «недалекий». Просто, люди хотят разного от кино. В этом фильме показана жизнь отца и сына в мире, где человеческой цивилизации пришел конец, и никакие экономические и политические рамки не определяют судьбу людей и их взаимоотношений. Значение имеет лишь то, остался ли ты человеком. Но для меня «Дорога» — не приключение, не фильм-катастрофа. Это размышление. Метафоричное размышление о сути человека. О том, что ему необходима цель в жизни. Он должен знать, что к чему-то идет, даже если обстоятельства превращают большинство ответвлений жизненного пути в тупики. Когда человек остается без цели, то просто уходит.Да, кстати, фильмы не заставляет никого задумываться (надоела это избитая фраза), они обычно предлагают, а не заставляют. А поле для раздумий «Дорога» предоставляет широчайшее.
2.Постапокалиптическая картина Джона Хиллкоута очень впечатлила меня. Не ожидая от фильма какого-то фантастического действа, я представлял, что придётся увидеть. А увидеть придётся мир после череды тотальных природных катаклизмов, потрясших планету. Землетрясения рушили всё созданное человеком, меняя свой ландшафт, пожары жгли леса, поля и города, наводнения топили низины, уничтожая урожай, а дожди, грязные дожди добивали всё без остатка. Земля превратилась в полуживое создание, на теле которого множество ран, и уже нет и не будут играть лучи солнечного света, потому что они не пробьют толщу плотных серых туч, затянувших всё небо. Нигде не найдётся зелёных растений, листьев, никаких бутонов и цветов, потому что всё давно сгнило, высохло или отравлено. Птиц нет, они не могут летать в такой атмосфере, животные сгинули от огня и засухи, быстрее, чем люди. Да и род человеческий на полной скорости приближается к своему полному исчезновению. Самые агрессивные, от безысходности, начали есть себе подобных. Собираясь в «стаи», они отлавливали слабых, как на естественном отборе, только тут включался ещё человеческий ум и хитрость, у кого она есть. Остальные же, искали безопасное место и пищу в виде консервов и прочих «долгоиграющих» продуктов, всё время нервно озираясь на каждый шорох, в страхе быть замеченными каннибалами.Отец и сын идут по направлению к морю. По дороге никого не встретишь, ничего нет кроме пустых полуразрушенных домов, безмолвно уставившихся на тебя пустыми окнами. Обвалившиеся мосты, высоковольтные линии, разбитые машины…везде один и тот же скудный пейзаж, периодически сменяющийся голыми степями и сгоревшими лесами, серыми от пепла. Для сына это море как мечта, где возможно он встретит других людей, наверно там ещё есть животные и там теплее. Конечно, парень вырос уже на пепелище, насмотревшись на весь ужас умирающего мира, чувства его немного притупились, он сам наверно понимает, что в конце дороги ничего хорошего их не ждёт. Для отца, море это цель, поставленная перед собой и ради спасения сына, иначе, стоя на месте, их ждёт неминуемая гибель, если не от каннибалов, то от природы. Оставшись без поддержки от потерявшей надежду супруги, отец, отчётливо понимая безысходность своего уже ничтожного существования, живёт ради ребёнка, «неся в себе огонь», хоть какой-то, но надежды на что-то светлое в будущем. Упорно ступая по гнилой земле, падая и снова поднимаясь, радуясь с сыном простой баночке с колой, найденной обуви, теплу костра, отец, до сумасшествия, любящий сына, подаёт пример и сохраняет в нём мечты.В фильме лишь несколько главных героев. Вигго Мортенсен, великолепно исполнил роль отца: любящего, больного, неимоверно уставшего, но упорного человека, чего только стоит его взгляд со слезами на глазах. Коди Смит-макФи, сын, замечательно сыграл парень. Другие появлялись в эпизодах. Шарлиз Терон, Гай Пирс, Роберт Дювалл в роли странствующего полуслепого старика, превосходно влился в роль (я его даже не узнал).Не узнал ещё потому, что в картине бесподобный грим и одежда. Бледные полуживые лица людей, страдающих от недоедания. Обноски и лохмотья, дикие ищущие глаза шайки людоедов… Всё настолько натурально выглядит, что не остаётся сомнений в том, что одежда износилась за десятки лет, а люди ждут спасительной смерти.Спецэффекты и декорации, которых совсем немного, убедительны и великолепны своей гиблой красотой.«Дорога» — ещё одно, но очень атмосферное и запоминающееся, постапокалиптическое кино про любовь, самопожертвование, силу духа и надежду. Кино, ещё раз заставляющее задуматься, по той ли дороге мы идём и куда она приведёт. Как экранизация романа Кормака МакКарти не могу судить, но как самостоятельное кино — это впечатляющее, сильное, но мрачное полотно о медленной смерти мира и вечности любви и надежды.