Описание : Радиопередача «Поющий голос прерий» выходит в эфир последний раз. Владельцы FM-диапазона не видят смысла в финансировании проекта, отметившего свой 30-летний юбилей. О неизбежном конце проекта знают немногие. Участники шоу (концерт идёт в зале со зрителями, параллельно транслируясь в эфир), как обычно, готовятся к выступлению, заполняя свободное время классическими разговорами ни о чём, и лишь когда бессменный ведущий «Голоса прерий» Г.К. начнёт концерт, новость о закрытии станет достоянием всех присутствующих. Несмотря на безаппеляционность вынесенного приговора, старожилы передачи (сестры Иоланда и Ронда, ковбойский дуэт Чумазый - Левша) и охранник Гай Нуар постараются отстоять своё детище перед «Ликвидатором», приехавшим поставить точку в славной истории этой музыкальной феерии.
Режиссер : Роберт Олтман
В ролях : Гаррисон Кейллор, Мерил Стрип, Лили Томлин, Вуди Харрельсон, Джон С. Рейлли, Кевин Клайн, Томми Ли Джонс, Линдсэй Лохан, Вирджиния Мэдсен, Л.К. Джоунс, Майя Рудольф, Тим Расселл, Гефф Шильц, Сью Скотт, Кристина Седлачек, Джим Уэсткот
1.Одна из вещей, которых Роберт Олтман делает в своих фильмах с блеском и настоящим прирожденным мастерством это наблюдение за различными людьми волей судеб находящимися в одной месте и часто, объединенных одним большим предметом. В «Компаньонах» этот предмет — Музыка, великая и эфемерная Музыка.Можно посвятить безжалостное количество сил и бумаги (За чистую Родину!) на подробный анализ всех персонажей, это выполнимая и благородная задача, но бессмысленная, ибо главное удовольствие в «Компаньонах» — самостоятельное наблюдение за персонажами.Если огрубить «Компаньоны» фильмы об этих самых людях, в нем крайне важны актеры. Думаю, звучит малоправдаподобно, но на мой вкус одна-единственная роль, в которой актер не в своей тарелке — Линдси Лохан. Мисс Лохан смотрелась ужасно неуверенно и неубедительно, может в некоторой степени виной тому, мое сознание, в котором Линдси Лохан прочно закрепилась, что называется, «телочкой». А все прочие — чудеса актерского лицедейства и кастинга.Что меня неожиданно удивило, так это визуальная сторона картины. Олтман — режиссер, никогда особенно не искавший, чего-то ярче, чем его персонажи в фильма, и не зацикленный на деталях, неожиданно в «Компаньонах» дает Уэса Андерсона. Работа камеры, освещение, цвет, начальные титры и то, — верх вкуса и стиля.Жизнь в «Компаньонах» обитает в диалогах, этих словах, шутках, фразах, шифрах, маскировках и простом трепе. Наблюдать при этом, что за старомодными понтами Гая Нуара, что за ковбойской бравадой Дасти одинаково интересно.Итог: прекрасный фильм, показывающий один день, даже вечер, однако остающийся масштабным, в духе Старого Голливуда, чьи достоинства в совокупности, приносят удивительное, пусть и скоротечное, ощущение, легко видеть прекрасного в низком, сложного в простом.
2. Кучка простоватых американских шоу-мэнов и музыкантов, обслуживающий персонал и прочие работники невидимого фронта, и заскорузлый холостяк-детектив (категорически профессионально прорисованный персонаж) в лице Кевина Кляйна. Вся эта разномастная братия никак не желает сдаваться под напором технологического прогресса в лице скучноватого сухаря — Томми Ли Джонса, и героически отстаивает последний рубеж искусства в небольшом провинциальном городке.Прямой, как палка, сюжет разбавляет разве что появление в кадре меланхоличного вида женщины, которая упорно представляется ангелом и одним сентиментальным моментом, повествующем нам о «невыносимой легкости бытия» и высокой смертности среди престарелых граждан USA.По сути — скучноватая повествовательная история, радующая слух качественным кантри, с претензией на оригинальность и философский посыл.Один день из жизни радио. Один удачный персонаж. Количество рекомендуемых просмотров — тоже один.
3. Замечательный американский режиссер Роберт Олтмэн умер через несколько месяцев, после того, как его «Компаньоны» вышли в свет и очаровали публику. Критики и киноведы всего мира моментально заговорили о том, что ушел еще один настоящий гений кинематографа… В сутолоке восхвалений и причитаний этот фильм как-то потерялся, быстро забылся… По телевидению и в прессе мелькали названия «МЭШ», «Попай», «Игрок», «Высокая мода», «Доктор Ти и его женщины», но о «Компаньонах» не было сказано ни слова…Хочу сказать, что этот прекрасный фильм никак не достоин забвения. Мэтр ушел красиво, и его уход был предсказан этой лентой на 100%, я бы даже сказал, что, снимая фильм, Олтмэн чувствовал скорую кончину. Американцы скажут, что фильм, прежде всего, о популярном радио-шоу «Спутник прерий», которое в реальности выходит до сих пор. Но для меня название этого шоу не значит ровным счетом ничего, поэтому для меня этот фильм, прежде всего, о людях. Олтмэн со свойственной ему бережливостью продолжает собирать разнообразнейшие человеческие судьбы и характеры в свою гигантскую творческую копилку.Поэтому через 20 минут после начала фильма, мне показалось, что это шоу мне знакомо с малых лет, а эти люди сопровождали меня, по меньшей мере, последнее десятилетие. Это свойственно многим лентам Олтмэна, смотря его фильмы, оказываешься, словно в кругу закадычных друзей. Атмосферу такого удивительного уюта, такой теплоты, простоты и легкости, могут создать очень немногие режиссеры. Олтмэн смог. Это «свое» кино от начала и до конца, и посягать на кнопку «стоп» на пульте не захотелось ни разу, хотя все полтора часа фильма не происходит ровным счетом ничего!Люди поют старые песенки, болтают о совершенно обыденных вещах, переживают совершенно человеческие проблемы и занимаются своей ежедневной работой, с той только разницей, что этот рабочий день у них последний, работа, которой они отдали жизни — исчезает, и нервическая напряженность, тихая грусть, обреченность сквозит во всем, что делают эти люди. Каждое шоу они делали как последнее, и вот пришло время настоящего последнего шоу, и тут уже, храбрись, не храбрись, а придется спеть поистине «лебединую песню».«Компаньоны» — фильм авторский. Я бы сказал — двуликий. Один — сам Олтмэн, осуществивший постановку и донесший до зрителя эту удивительную атмосферу уюта и тепла, которое уходит в прошлое, как и все хорошее в этом мире. Второй — Гаррисон Кейлор, сценарист, актер, и по совместительству, истинный основатель этого реального шоу. Наверное, поэтому за фильм ни разу не возникло желания крикнуть, что на экране — ложь. Кейлор рассказал правду такой, какой он ее знает на протяжении многих десятилетий своей работы. Перед нами вполне реальные люди, и, как и в реальной жизни, ничего неординарного с ними не происходит. Никакой излишней драматизации, никаких трагических ноток, никакого ужаса — только тихая щемящая боль за свое детище, умирающее на глазах у родителей.Вероятно, примерно так же думал престарелый режиссер, доделывая свой последний фильм. 55 лет он отдал кино, знал и любовь и признание, и теперь тихо угасал, уходил, честно и качественно доделывая свою работу, которой он посвятил всю свою жизнь. Уходил, потому что все должно уйти — любимое радиошоу, любимые родители, любимая работа и любимая жизнь…Именно поэтому многие фильм не поняли. Ностальгическая грусть Олтмэна показалась им «мертвой», бытовые ситуации — надуманными, созерцательность и легкая меланхолия — скукой, а борьба с эмоциями и глубокое внутреннее переживание — плохой игрой актеров. Кто-то даже назвал этот фильм Олтмэна — костюмным. Ну, что ж, «нам не дано предугадать, как наше слово…» Да, на самый поверхностный взгляд человека, который ждет от кино развлечения, будет непонятно, что хорошего в этом фильме. Он ведь совершенно бессмысленный! Морали — нет, любви — нет, борьбы — нет, завязки нет, интриги нет, даже главных героев нет. А разве все это так уж необходимо? А потому что фильм был о старости, о уходящем времени, о грусти по прошлому, яркому и сложному, в нем есть и тоска, и усталость. Олтмэн тоже привнес в фильм много личного.Это комедия. Ведь комедии бывают разные. Эта комедия напомнила мне комедии Шоу или Островского, в которых можно лишь иногда улыбаться, зато такая улыбка — искренняя и не давит на психику. В лучших своих фильмах Олтмэн всегда оставался режиссером с неброской, но точной и проникновенной манерой повествования. Ему не свойственен гротеск, эксцентрика, клоунада, карикатура. Он либо тонкий сатирик, либо ностальгирующий чудак, режиссер мягких пастельных тонов, психологических деталей, не бросающихся в глаза, не вызывающих восторга, но и никогда не оставляющих равнодушными.Отсюда и невероятное богатство Олтмэновских характеров. В этом фильме нет главных героев, скорее речь идет о большой семье, где все — равны, где все — и счастье и горе — общее, а привычка быть вместе и компаньонские отношения переросли в настоящую крепкую дружбу. У Олтмэна снимаются шикарные актеры. Да, им не получить за его фильмы миллионы и не шагнуть на очередную ступеньку популярности, зато для них это отличная возможность для самореализации. Именно поэтому Мэрил Стрип, Томми Ли Джонс, Кевин Кляйн, Лили Томлин, Вуди Харрельсон, Вирджиния Мэдсен и т. д. сыграли здесь — все фактически второплановые роли, потому что главную роль здесь играет сама жизнь, а вторую главную роль — музыка, отличная музыка.Песни и песенки из фильма мне очень понравились, во многом именно музыка здесь держит ритм фильма, но так и должно быть. Я не стану рассказывать о каждой роли, лишь пара слов. Лохан — что ж, готов признаться, что здесь она смотрится лучше, чем во всех идиотских фильмах, где она играет главные роли. Кевин Кляйн очень забавен в роли недотепистого и неуклюжего охранника, мнящего себя большим мастером сыска, а Лили Томлин — в роли мужиковатой грубиянки с добрым сердцем.Кино Олтмэна, как и это старое шоу со старой музыкой, отмирает, уходит в прошлое, становится частичкой истории, уходит, дыша добротой, мягким юмором, ностальгией, уходит не в небытие, уходит на полки киноманов, в сердца зрителей в фонд мировой классики. Главное достоинство этой ленты в том, что при изысканности и явной «фестивальности», эта картина остается простой, близкой и человечной. Кроме того, ее никак нельзя назвать вторичной. Так что, я уверен, пройдет пара десятилетий, и она тоже станет классикой, которую будут искать, как сейчас ищут старые нуары или ранние шедевры того же Олтмэна.